КИШИНЕВСКАЯ ШКОЛА ИСТОРИЯ

К. А. Склобовский

 

 ПРЕДЫСТОРИЯ

В конце 70-х годов директора СКБ насосов Молдавгидромаша генерала в отставке Петра Ивановича Кириленко выбрали председателем городского совета ВОИР. Он, почему-то, очень серьезно отнесся к общественной нагрузке — вероятно, захотелось раз в жизни поработать на общество не для галочки. В те годы Генрих Саулович еще надеялся доказать Центральному совету ВОИР необходимость ТРИЗ, и фамилия Альтшуллер была известна функционерам ВОИР, поэтому Кириленко решил организовать в Кишиневе обучение ТРИЗ.

Первый семинар был проведен А. Б. Селюцким и В. А. Ефимовым в 1980 году. После семинара в Кишиневе осталась группа энтузиастов, которая собиралась в Доме техники, обменивалась скудной информацией о ТРИЗ, пытаясь решать свои производственные задачи*. Собственно история началась со следующего года, когда тот же П. И. Кириленко пригласил на семинар Г. С. Альтшуллера (ГСА), а Генрих Саулович привез с собой Б. Л. Злобина.

Вероятно, не стоит описывать впечатление, произведенное на слушателей Генрихом Сауловичем — тризовцы, пришедшие в движение до 1986 года, в подавляющем большинстве испытали на себе педагогическую руку этого Мастера. Обычно только после личного контакта с ним человек окончательно принимал новое учение.

Во время семинара одна из слушательниц,  Алла Вениаминовна Зусман, обратилась к Альтшуллеру с просьбой прочесть ознакомительную лекцию в институте, где она работала и где ей предстояло в будущем вести занятия. ГСА отказался, но порекомендовал второго преподавателя — Бориса Злотина. Галантный лектор, приметивший прилежную и хорошенькую слушательницу, отправился на лекцию, которая стала для него началом новой судьбы, а для города — началом Школы.

ИСТОРИЯ

Б. Злотин переехал окончательно в Кишинев в 1982 году. По настойчивому приглашению П. И. Кириленко он организовал на Молдав-гидромаше группу ФСА. Уже в первый год жизни в Кишиневе, став признанным лидером тризовского движения в Молдавии, он развернул активную пропаганду и обучение ТРИЗ: зимой 82-83 годов прошли три 140-часовых семинара, далее — по два в течение каждого учебного года. Выпускники семинаров собирались два раза в месяц в Клубе изобретателя.

К 1984 году завершился первый, «пред-ысторический» этап развития кишиневской школы — имелся безусловный высокоавторитетный лидер, функционировало руководство в виде активно работающей пары Злотин-Зусман, существовало крепкое ядро учеников первого по-коления (Каплан, Просяник, Вишнепольская, Чернобельский, Ройзен), были подготовлены пользователи и решатели,  составившие ядро клуба изобретателей, и, наконец, существовала развитая система ТРИЗ-образования. Завершением этого этапа можно считать момент перехода Аллы Зусман на работу преподавателем ТРИЗ в республиканский Дворец пионеров.

СТАНОВЛЕНИЕ «ПРОГРЕССА»

Кишинев, хотя и являлся столицей республики, но по сути был городом небольшим и достаточно провинциальным, в котором почти «все всех знают», поэтому функционирование такой необычной системы, как тризовская, быстро привлекло к себе внимание со всех сторон, в том числе и так называемых «компетентных органов», которые, к счастью, криминала в этой деятельности не обнаружили, и структур власти.

Молодой и энергичный «промышленный» секретарь одного из райкомов партии Радевич решил использовать интеллектуальный потенциал ТРИЗ для нужд района. Клуб изобретателей был приглашен для «расшивки узких мест» на предприятиях района — на обувной фабрике «Зориле» и кондитерской фабрике «Букурия».

История анализа причин досрочного выхода из строя капроновых колодок — технологической оснастки, на которой происходит сборка обуви, несколько раз описывалась, поэтому не буду излагать ее подробно. Вместо так желанной производственникам одной причины брака, которую можно было бы устранить, устроив напряженный аврал, члены клуба, используя диверсионный анализ, предложили 23 причины досрочного выхода колодок. Работа клуба изобретателей на обувной фабрике стала основой для разработки методики прогнозирования чрезвычайных ситуаций, так называемой «Аварийки».

Интересно, что на фабрике «Букурия», несмотря на очевидную причину нежелательного эффекта — прилипание шоколадной конфеты к стальной форме,— поставить задачу на пред-

 отвращение первичного НЭ не удалось. Повышенная липкость конфет определялась увеличенной концентрацией сахара в конфетной массе — дешевым сахаром компенсировали украденный шоколад. Задачу пришлось решать в заданных условиях: с конфетной массой повышенной липкости.

Со временем у слушателей накапливался банк решений практических задач, решений по заказу предприятий, но все они оставались на бумаге из-за хорошо всем известных трудностей внедрения. Стало очевидным, что получение реальных результатов возможно только после создания новых организационных структур. Это хорошо понимали и в райкоме, и выше, но поделать никто ничего не мог, не помогло даже обращение к «Первому», которым был тогда в Молдавии П. Гроссу.

Положение изменилось в 1986 году, когда вышел закон о расширении прав органов Советской власти. Используя его, удалось создать в Кишиневе три первых в стране инновационных фирмы, в том числе межотраслевой научно-технический центр «Прогресс». Директором был назначен Е. Соколов, выдвиженец из райкомовской номенклатуры, а главным инженером — В. П. Просяник, обладающий абсолютно чистой анкетой: русский, член КПСС, производственник, женат на молдаванке, работал секретарем комитета ЛКСММ большого завода. Кандидатура БЛЗ ни на одну из руководящих должностей не рассматривалась.

«Прогресс» начал очень активно: заработали двухцикловые семинары ТРИЗ, быстро ставшие известными в стране, был выполнен ряд работ в промышленности. Но одновременно началась «странная война» внутри «Прогресса» — директору не нужен был ТРИЗ, он постарался сделать все, чтобы выжить неугодных, и добился бы этого, если бы не сдвинулся пласт времени — «запахло» перестройкой..

К концу 1987 года нарыв назрел и к Новому году лопнул — «Прогресс» развалился, тризовцы вырвались на свободу, сохранив за собой только название фирмы.

Новый «Прогресс» возглавил В. Просяник, первый активной операцией был прием на штатные должности Л. Каплана, В. Ройзена и А. Чернобельского.

Прогресс - настоящее и будущее

Но счастье — словно маков цвет...

Вновь обретенная, ничем не омраченная свободная жизнь оказалась слишком краткой — на страну надвинулся экономический кризис, предприятия перестали оплачивать обучение, практически прекратились хоздоговора, начавшееся в Молдавии националистическое движение до предела накалило обстановку в Кишиневе, сделав невозможным приглашение слушателей на обучение в Кишинев и заставив многих эмигрировать.

Судя по всему, первый цикл истории кишиневской школы завершен.

Будущее школы — в программных продуктах, в новых контактах и контрактах, в новых людях.

 КИШИНЕВСКАЯ ШКОЛА — ПЕРСОНАЛИЯ

 

КАС. История делается людьми. Расскажи о себе, о друзьях и учениках.

БЛЗ. О себе говорить трудно. Спрашивай постараюсь ответить. Правда, не все участники событий сейчас в Кишиневе. Некоторые вообще никогда не жили в Кишиневе, часть вынуждена была эмигрировать.

 БОРИС ЛЬВОВИЧ ЗЛОТИН

Родился 31.12.1946 г. в Ленинграде.

Мать — учитель истории, отец — талантливый инженер и организатор.

Детство Бориса прошло в Подпорожье на самом севере Ленинградской области.

Мальчишка, полностью предоставленный сам себе, обладал неукротимой страстью к самоутверждению, а для низкорослого толстенького еврейчика был один-единственный путь занять достаточно высокое место в мальчишеской иерархии — бесконечные драки. В Подпорожье школа рассматривалась как необходимое зло, которое надо было перетерпеть до конца пятого урока, а в Ленинграде, где семья Злотиных оказалась в 60-х годах, пацан рассматривал школу как тюрьму и делал все возможное, чтобы хоть денек не чувствовать себя заключенным. В результате после седьмого класса Борис оказался учеником ПТУ.

В отличие от обычных «ремеслух», где безуспешно пытались наряду с профессиональными навыками давать и программу средней школы, в ПТУ-22 набор 1962 г. обучался по экспериментальной программе — только технические предметы, углубленные навыки черчения, основы технологии. Кроме того, стипендию платили в зависимости от успеваемости, поэтому единственный раз в жизни Борис был круглым отличником. Он закончил ПТУ с присвоением очень высокого по тем временам третьего разряда слесаря-инструментальщика. Летом, после окончания ПТУ, сидя за учебниками по 12-14 часов, сдал экзамены за среднюю школу и поступил на вечернее отделение Ленинградского политехнического института.

Полтора года работал слесарем-инструментальщиком по оснастке на «Электросиле». Это время, по мнению БЛЗ, было очень важным для становления личности — общение с людьми, необходимость руками чувствовать металл, добиваясь превращения мертвого куска железа в работающую вещь. Быстро понял, как много может дать активное отношение к работе, пытался критически осмыслить любое задание. Подавал много рацпредложений, поэтому через полтора, года был переведен на должность инженера-конструктора по оснастке и уже через полгода стал самостоятельно работать.

В 1967 г. перешел на дневное отделение института, на третьем курсе появился на кафедре магнитодинамики, но, неожиданно для окружающих, диплом делал на кафедре криотехники. После окончания института вернулся на «Электросилу» инженером-исследователем.

В институте женился, вскоре родился старший сын Лев, приходилось все время искать заработки.

Крупно не везло с диссертационными работами. Сначала практически полностью сделал работу по разработке оригинального метода математической обработки результатов измерения, который позволял на два порядка сократить время счета на ЭВМ, но эту работу не допустил к защите руководитель-физик, а вторую - экспериментальную - не удалось защитить из-за смерти руководителя.

В 1978 г. БЛЗ возглавил группу ФСА. После первых успехов начались тяжелые конфликты с начальством. Проведенный группой анализ станции управления, только что поставленной на серийное производство, показал, что конструкция и технология требуют кардинальных изменений, на что руководство Электросилы» не могло пойти ни по экономическим, ни по моральным соображениям — пришлось бы расписаться в полной технической некомпетентности.

Сложности на работе и в семье привели к тому, что в 1981 году БЛЗ переехал в Кишинев — см. материал «Кишиневская школа история».

О начале работы в ТРИЗ см. материал «Учителя».

Личностные черты БЛЗ сформировались в условиях сочетания неограниченной свободы с необходимостью самоутверждаться каждый день на каждом шагу — кулаками, зубами, неукротимостью, необходимостью самому добиваться всего.

В юности был импульсивным, непредсказуемым, авантюристом, обладал неимоверной самоуверенностью: не было ни малейшего сомнения в своем великом будущем, хотя, по теперешней самооценке, выдающимися способностями тогда не обладал.

Многие качества, которые присущи БЛЗ в настоящий момент,— способность обобщать, доводить дело до конца, педантичность — результат постоянного самоанализа и тренинга. Отчетливо понимает, что является хорошим наблюдателем явлений и сильным формулировщиком моделей и глубоким теоретиком, но ему недостает качеств разработчика, чем его удачно дополняет Алла Зусман.

Вообще не существует ученого Б. Л. Злотина без А. В. Зусман, как не существует руководителя Б. Л. Злотина без В. Н. Просяника.

 АЛЛА ВЕНИАМИНОВНА ЗУСМАН

Родилась в Кишиневе, там же окончила школу, далее — Ленинградский политехнический институт.

В школе и институте училась ровно и очень хорошо. Не было посторонних увлечений, общение ограничивалось постоянными партнерами по малым группам — четырьмя подружками-одноклассницами в школе и соседками по общежитию, с которыми поддерживает общение до настоящего времени.

По окончании вуза попала в НИИ дефектоскопии АН МССР. Первые несколько лет приходилось сложно: отсутствовал опыт, не было научного руководителя, необходимо было разбираться не только в физике явлений, но и выдавать инженерные решения. Постепенно пришла уверенность, в лаборатории взяла на себя большую часть оформительской работы. Налаженная, спокойная жизнь устраивала. В это время очень много читала, жестоко болела за хоккей (могла слетать в Москву на интересный матч), пела в хоре, летом ходила в несложные турпоходы в горы.

В 1978 году в голову пришла шальная мысль: «А что будет, если моя контора сгорит? Чем буду зарабатывать на жизнь?» Решила получить какую-нибудь универсальную запасную профессию и стала патентоведом. Окончила двухгодичный Кишиневский общественный институт патентоведения, а в 1981 году решила перейти на работу в патентный отдел.

В августе того же года в Кишиневе начался семинар ГСА и БЛЗ, на который начальник отдела командировал АВЗ с тем, чтобы она смогла потом организовать обучение у себя в институте.

Педагогический прием ГСА — постановка заданий типа: «дано а. с, спрогнозируйте следующее изобретение»-ошеломил, но самому ГСА поверила сразу, без внутреннего сопротивления. Во время семинара начался жаркий роман с БЛЗ, приведший к тому, что Злотин через год переехал в Кишинев.

Осень-зима 1981-82 гг. прошла в подготовке к собственному курсу. Выручали материалы, которые  присылали ГСА и БЛЗ, и злотинские консультации — ведь приходилось излагать чужой материал, который сама усваивала под непосредственным обаянием ГСА. Поскольку педагогического опыта не было, первый год страшила длительность занятий — могла 2-4-часовую тему «отрабатывать» за 15-20 минут. Очень трудно было с практическими занятиями — тогдашний тризовский инструментарий был не слишком силен, да и собственный инженерный опыт был невелик. Значительно легче стало вести преподавание в паре с БЛЗ, который именно в этих областях уже тогда был необычайно силен.

С появлением БЛЗ в Кишиневе педагогическая нагрузка АВЗ в Доме техники (параллельно с работой в НИИ) достигла 40 часов в неделю.

Одной из первых в стране перешла на профессиональную работу в ТРИЗ — стала преподавателем РТВ во Дворце пионеров, но эта работа истинного удовлетворения не принесла, т. к. с детьми было очень трудно работать — они требуют абсолютной отдачи.

Как преподавателя, АВЗ характеризует следующий стиль: тщательнейшая, до мельчайших подробностей, подготовка к занятиям, исключающая любую импровизацию, подбор примеров, которые могли бы сами убеждать, без навязывания концепции лектора.

В последние два года сделала новый рывок — стала активным разработчиком, ведет две основные темы: АРИЗ-СМВА (см. «Журнал ТРИЗ» 3.1.91, с. 41) и «Инструментарий изобретателя» (см. материал в настоящем номере журнала). Интерес к этим темам вызван попыткой избавиться от постоянно задаваемых слушателями вопросов типа: «Почему нужно сейчас делать именно этот шаг АРИЗ, а не какой-то другой?», а потребность в разработке инструментария возникла от боязни оказаться безоружной перед практическими задачами слушателей.

Опираясь на свой опыт решателя, БЛЗ вначале скептически относился к Инструментарию, но, опробовав его первую редакцию, уверовал в его необходимость. С началом собственных, поначалу независимых от БЛЗ, разработок стала меняться и ролевая функция АВЗ в семейном творческом коллективе — об этом см. материал «Коллизия учитель-ученик"».

 (На фото: Немецкий реквием" Брамса Концерт Камерного Хора Национального центра Культуры дирижер проф. Богдановский Е. М. В группе вторых альтов Алла Зусман)

  

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ПРОСЯНИК

Родился 2.08.54 г. в Валуй-ках Белгородской области в семье военных, кочевал по стране от Сахалина до Мука-чева. Служил срочную службу в погранвойсках в Молдавии. Окончил Кишиневский политехнический институт, причем на «свою» кафедру (технология машиностроения) пришел уже на втором курсе и до сих пор сохраняет уважение к своему первому профессору В. А. Тимошенко, который приобщил В. Н. к изобретательству еще на студенческой скамье. В институте вступил в партию и вел общественную работу, но в аспирантуре не остался — понял необходимость практики.

По распределению попал на кишиневский завод «Электромаш», но до того, как возглавил техбюро цеха штамповки, два года был освобожденным комсомольским секретарем завода. Работая в цехе, создал неформальную конструкторско-технологическую временную рабочую группу. С подачи профессора Тимошенко попал на семинар Альтшуллера-Злотина и сразу же после его окончания в контакте с А. В. Зусман начал преподавать ТРИЗ у себя на заводе.

Фактически подготовил диссертационную работу, но защищать ее не стал — не захотел тратить время на бессмысленное с его точки зрения оформление бумаг. Как истинный заводской технолог, вострых ситуациях принимал сильные решения в условиях дефицита времени и информации. Вот пример такого решения. Сложный вырубной штамп через час-полтора после установки в пресс начинал тупиться, и в отверстиях появлялись заусенцы, а на снятие и переточку пуансонов требуется смена, а то и полторы. Хорошо понимая процесс образования заусенцев, В. Н. принял парадоксальное решение: отдал распоряжение«завалить» кромки пуансона, а на сам пуансон наклеить несколько листов резины. В момент касания резина натягивала штампуемый лист, а при натяге происходило чистое вырубание. Характерно то, что на принятие окончательного решения и на его внедрение потребовалось всего три минуты (!) ...плюс весь предыдущий многолетний  технологический опыт.

Провел глубокий ФСА стиральной машины, но внедрить удалось немного — конструкторы не захотели расписываться в некомпетентности.

Близко сошелся со Злотиным после его переезда в Кишинев, кроме всего прочего БЛЗ отговорил его назвать новорожденную дочку Аризой.

После образования в 1986 году фирмы «Прогресс» сначала вел договорные работы и стал быстро расти как менеджер. К моменту конфликта с директором был главным инженером МНТЦ и безусловным претендентом на должность руководителя, которую вскоре и занял. С интересом и недюжинной энергией вошел в новые экономические структуры, добираясь до самого верха — в частности, В. Н. — член Совета предпринимателей при Президенте Молдовы, создатель Ассоциации руководителей предприятий Молдавии. На всех этапах деятельности активно пропагандирует ТРИЗ. На высших курсах предпринимателей в Сочи, куда новоиспеченные миллионеры приехали с девочками, сумел собрать на факультативное занятие полный конференц-зал и проработать до глубокой ночи.

Связи с миром бизнеса стали основой для работы МНТЦ «Прогресс» с Московской товарной биржей (материал об этой работе см. в настоящем номере).

Владимир Николаевич молчалив, склонен больше слушать, чем говорить, выдержан. Сам считает своими главными качествами постоянное желание делать свою работу самым лучшим образом и быть первым — с гордостью рассказывал мне о том, что он первым из своего призыва заступил самостоятельно в наряд на пограничном посту в Унгенах.

По оценкам коллег по «Прогрессу», на В. Н. можно полагаться больше, чем на себя. Он пользуется абсолютным доверием и зачастую выступает в качестве третейского судьи (см. материал «Коллизия учитель-ученик»).

Очень удивил меня В. Н. своим недавним острым увлечением экстрасенсорикой, которое, впрочем, не увело его от активной менеджерской деятельности.

ЛЕОНИД АБРАМОВИЧ КАПЛАН

Родился 8.01.55 года в Каховке, окончил Николаевский кораблестроительный институт, инженер по электрооборудованию судов. До прихода в «Прогресс» сменил много мест работы: был электриком в строительной мехколонне, инженером-конструктором в СКБ твердотельной электроники (занимался глубокой очисткой веществ), в сельхозинституте (занимался снижением токсичности выхлопа ДВС), конструировал дефектоскопическое оборудование в НИИ неразрушающего контроля (в группе Чернобельского) и в ГКТИ машиностроения для животноводства.

 К изобретательству его приохотил Чернобельский, подсунув «Алгоритм изобретения» Г. С. Альтшуллера, и он же направил Л. А. на первый семинар А. В. Зусман.

Первая попытка исследования в ТРИЗ заключалась в адаптации системы стандартов к своей профессиональной области прямой подстановкой терминов; работая в ГКТИ Живмаш провел ФСА клетки для поросят.

С 1988 года после реорганизации «Прогресса» стал его сотрудником — главным инженером проекта, вел очень интересный и плодотворный проект с Чебаркульским заводом по прогнозу разития гусеничного крана. В процессе этой работы были получены принципиальные результаты, положенные в основу нового подхода к прогнозированию развития реальных ТС (см. материал в настоящем номере).

Последнее и очень сильное увлечение — программные продукты на основе ТРИЗ (см. работы в настоящем номере). Свое будущее видит в сфере информационных технологий.

Со времени работы в ГКТИ Живмаш Л. А. и Владимир Семенович Шапиро (о нем см. ниже) образовали очень плотный творческий коллектив, в котором нет явного лидера — оба члена равноправны, хорошо понимают и дополняют друг друга как в инженерной работе, так и при ведении переговоров с заказчиками и соисполнителями. Характерно то, что каждому из них удобней решать задачи партнера, чем свои.

Леонид очень открыт, непосредствен, дружелюбен, но вместе с этим достаточно медленно сходится с людьми, раним.

СВЕТЛАНА ВЕНИАМИНОВНА ВИШНЕПОЛЬСКАЯ

Младшая сестра А. В. Зусман. Родилась в Кишиневе, технолог-конструктор электронно-вычислительной аппаратуры, патентовед 1-ой категории.

В семье был культ старшей сестры — Алла была «самая, самая...»,— но С. В. особенно ей не подражала; были гимнастика, походы, мальчишки, но тем не менее училась хорошо — все давалось легко. После неудачного замужества вернулась с дочкой в Кишинев и поступила на Молдавгидромаш в группу ФСА, которую организовал только что появившийся в Молдавии Б. Л. Злотин, где и проработала до образования «Прогресса».

ТРИЗ естественно вошла в ее жизнь — с ней уже была связана жизнь старшей сестры; вела ФСА, преподавала в Доме техники и ПТУ.

Принимала участие в разработке темы Ресурсы, представленной на Петрозаводской конференции в 1985 году, где впервые познакомилась с «верхушкой» тризовцев.

В «Прогрессе» осуществляла информационное обеспечение — была ведущим патентоведом по чебаркульскому крану, работала на «Кассандру», хотя в коллектив Каплан-Шапиро не вписалась. С очень большим интересом работала по МТБ.

К сильным ТЛ себя не относит, вполне удовлетворена ролью члена команды, которую выполняет добросовестно, с полной отдачей.

ВАЛЕНТИНА БОРИСОВНА ПИОНТКОВСКАЯ

Патентовед. Во время обучения ТРИЗ организовала группу слушателей, которые выполняли большой объем информационной работы для создания методики прогнозирования чрезвычайных ситуаций — «Аварийки». Настойчиво стремилась стать сотрудником «Прогресса», несмотря на неотчетливую финансовую перспективу этой организации.

Компетентный работник информационной сферы, дилер программных продуктов «Прогресса».

ПОЛИНА МОИСЕЕВНА СИМОНОВА

Работая инженером-методистом в кишиневском Доме техники, принимала участие в организации и проведении злотинских семинаров и настолько

 уверовала в ТРИЗ, что решилась на отчаянный шаг — бросила государственную службу и вверила свое будущее «Прогрессу». Сейчас П. М. очень нужный член команды. Она ведет архив, набирает и вычитывает материалы, вполне отчетливо сознает свою причастность к Делу, работа до- ставляет большое моральное удовлетворение.

Хорошо срабатывается с людьми, добросовестна.

ЗИНОВИЙ ЕФИМОВИЧ РОЙЗЕН

(Биографические данные о Ройзене и Чернобельском записаны со слов коллег, еще не уехавших из Кишинева.)

Родился 2.09.52 года. Технолог электронной аппаратуры. Пришел на семинар в Дом техники, серьезно занимался, пытался вместе с А. Зусман одиночку организовать обучение у себя на Счетмаше. Активно работал в клубе изобретателей и совместно с А. М. Йойшером (материалы о нем см. в настоящем номере) оформил более 40 авторских свидетельств на электрокоммутационные устройства, использующие эффект расширения висмута при кристаллизации (выключатели, расцепители, индикаторы температуры, нагреватели).

В 1988 году принят на работу в «Прогресс».

Хороший решатель-консультант, работал в Комсомольске-на-Амуре, Ростове, Нижнем Тагиле. В области теории ему принадлежат идеи о том, что изменение ресурса само по себе является ресурсом, известны его разработки в вепольном анализе.

 Как преподаватель 3. Е. достаточно авторитетен, в «развеселой» кишиневской компании кажется академичным. К сожалению, абсолютно не умеет докладывать свои разработки — слушать его в Петрозаводске было трудно.

Хороший организатор семинаров, издавал большинство кишиневских методических пособий.

С ним удобно работать, но не всегда просто жить рядом. кто из нас ангел? Прим. ред.)

В настоящее время живет в Сиэтле, США, где надеется зарабатывать консультированием.

ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ ШАПИРО

Родился 30.04.51 года в Черновцах. После срочной службы в армии окончил кишиневский сельскохозяйственный институт, работал инженером в совхозе, конструктором в НИИ животноводства и ветеринарии и в ГКПТБ Живмаш. До сих пор серийно производятся кормоцехи крупных животноводческих комплексов, проектированием которых руководил В. С.

С ТРИЗ познакомился в НИИ — руководитель дал книгу Г. С. Альтшуллера. Позже, в 1984 году, прошел обучение у Б. Л. Злотина и А. В. Зусман.

Начал работу в «Прогрессе» с 1988 года вместе с Л. А. Капланом и в дальнейшем все время работал с ним в паре. Сработался с ним настолько, что не мыслит уже работу с другими.

Принимал участие в проведении работ по чебаркульскому крану.

Конструктор-профессионал, больше всего ценит не так называемые «тризовские ферромагнитные фокусы», а возможность глубокого исследования ТС и постановки задач, решать которые необходимо профессиональными методами, добиваясь максимальной локальной идеальности.

К сожалению, обстоятельства вынудили В. С. с семьей эмигрировать в Австралию, поэтому строить планы на будущее сложно.

АЛЕКСАНДР АРОНОВИЧ ЧЕРНОБЕЛЬСКИЙ

Родился в 1934 году, инженер-механик, к. т. н.

В ТРИЗ пришел сам, на первый семинар Г. С. Альтшуллера в Кишиневе привел группу своих сотрудников, учился очень активно, хорошо использовал инструментарий ТРИЗ.

В «Прогресс» зачислен в 1988 году одновременно с Капланом и Шапиро. Был хорошим главным инженером проектов, уверенно вел договорные работы,  консультировал как на предприятиях, так и слушателей на семинарах при решении практических задач.

Характер необычный — очень внимателен к подчиненным, старается помочь чем может и в то же время предельно неуживчив с начальством, болезненно самолюбив. Его любили «снизу» и с трудом переносили «сверху». Сочетает в себе опытного сильного конструктора и тризовца-решателя.

Два года назад переехал в Израиль и в настоящее время работает в группе Якоба Хелфмана в Открытом университете Израиля.

 

УЧИТЕЛЯ

 

БЛЗ. Как-то я остановился у киоска «Союзпечати» и обомлел с глянцевой открытки на меня смотрело лицо моего первого учителя Волюслава Владимировича Митрофанова (ВВМ). Пригляделся фотография льва. Купил открытку и побежал отправлять ее в Ленинград и только через несколько дней сообразил, что в спешке купил только один экземпляр искал, но не нашел подобной...

 

ВОЛЮСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ МИТРОФАНОВ

На занятия по АРИЗ в выборгский дворец культуры БЛЗ явился, зная почти наизусть текст АРИЗ, с желанием «показать этим знатокам, что такое настоящий АРИЗ», но на первом же занятии услышал абсолютно новый для себя материал — первое изложение вепольного анализа. В течение первого часа пытался по старой привычке пародировать лектора, но новый материал захватил целиком. После лекции оказалось, что домой идти в одну сторону с Митрофановым, и сразу же стали традиционными проводы до дому и продолжение начатых разговоров. Занятия увлекли настолько, что БЛЗ предпринимал самые невероятные усилия, планируя график работ и командировок так, чтобы не пропускать лекций в университете научно-технического творчества.

После окончания учебного года по пути домой ВВМ, как о чем-то решенном, сказал, что на следующий год он впервые планирует ввести в университете второй год обучения и что читать курсы ЗРТС и РТВ должен Злотин.

Подготовка к лекциям заняла все лето (после работы до полуночи) и весь отпуск.

ВВМ создавал молодого лектора — сидел, не вмешиваясь, на всех занятиях, а после лекции разбирал все находки и промахи, школил за небрежный костюм, отсутствие галстука. (Домашнее задание по РТВ для читателей журнала: представьте себе В. В. Митрофанова в мятой ковбойке, а Б. Л. Злотина в тройке с крахмальным пластроном и бабочкой. Слабо?) БЛЗ обладает независимым и достаточно ершистым характером и читать себе нотации не позволял никому, но тут он полностью верил Учителю и слушал его.

 ВВМ — центр и создатель ленинградского университета научно-технического творчества, именно он создал мощнейший интеллектуальный тризовский центр в Питере. Не являясь теоретиком и разработчиком (В последние годы основной упор В. В. Митрофанов делает именно на новые разработки, часть которых опубликована в «Журнале ТРИЗ», см. 3.3, или готовится к печати.), тем не менее пользуется абсолют-

 ным авторитетом в тризовскои среде. Он не подавляет ученика, не заставляет его идти по своему пути; влияние ВВМ — это рука, протянутая человеку, делающему первые шаги по новой дороге.

Преподавателей и разработчиков в ТРИЗ сейчас много, есть более сильные, но нет другого такого агитатора за ТРИЗ, нет человека, который активнее втягивал бы новичков в эту деятельность.

 БЛЗ. Самое важное то, что Волюслав Владимирович мудрый человек. С ним не просто общаться, ему трудно врать, с ним нельзя вести пустых разговоров он видит тебя.

 

ГЕНРИХ САУЛОВИЧ АЛЬТШУЛЛЕР

В одном из ранних вариантов АРИЗ в качестве учебной была приведена задача о магнитной подвеске ротора. Работая много лет в области расчета электрических Машин, БЛЗ точно знал, что осуществить это решение невозможно. Собравшись с духом, написал в Баку большое письмо, привел три страницы расчетов.

 Ответное письмо ГСА было очень вежливым: «Уважаемый Борис Львович! Я согласен с Вашей оценкой задачи, но дело в том, что я никогда не ошибаюсь!», и тут же процитировал заметку из «Социндустрии», на основании которой была разработана задача.

Так завязалась переписка, которая стала школой исследователя и разработчика.

Сделав дипломную работу «Анализ АРИЗ с помощью АРИЗ», в которой предлагалось несколько новых ходов, БЛЗ послал ее ГСА, который тогда, как правило, рецензировал первые работы новичков, тот в ответ выслал и свои новые разработки — это были первые стандарты.

Следует сказать, что в первой редакции стандарты сильно отличались от того вида, в каком они существуют сейчас. Тогда каждый стандарт представлял собой машинописную рукопись до десятка страниц, содержащую формулировку и расшифровку его идеи с развитыми примерами. Впоследствии из-за необходимости сжатого изложения системы они сконцентрировались до современного состояния, к сожалению, многое потеряв при этом.

БЛЗ впервые увидел ГСА в 1980 году на семинаре в Петрозаводске, после которого ГСА прожил неделю в Ленинграде, и всю ту неделю БЛЗ ухитрялся «линять» с работы, чтобы полностью посвятить ее общению с ГСА.

БЛЗ затратил много сил и энергии, чтобы организовать в 1981 году семинар в Минэлектротехпроме, на котором впервые преподавал вместе с ГСА. Потом были другие семинары: в 1981 году в Кишиневе, в 1983 году в Минхимнефтемаше, в году в Уфе, Новосибирске, Днепропетровске, в году в Пензе и Днепропетровске...  Всего же БЛЗ, а позже и АВЗ, провели вместе с ГСА  12 семинаров, и каждый семинар давал что-то новое.

Смотри также материал «Коллизия учитель-ученик"».

 

БЛЗ. Представляю несколько учеников, которые организационно не связаны с «Прогрессом».

 АНАТОЛИЙ МАТУСОВИЧ ЙОЙШЕР

Родился в 1946 году в Оргееве, неподалеку от Кишинева. Отслужил срочную службу в армии, закончил физфак Кишиневского университета. Сейчас он — заведующий лабораторией Кишиневского НИИ приборостроения, к. ф.-м. н.

Свое первое изобретение сделал через полгода после того, как начал работать под руководством заслуженного изобретателя МССР В. И. Заборовского. Самостоятельно использовал таблицу разрешения ТП по книге Г. С. Альтшуллера «Алгоритмы изобретений». Активно работал на первом кишиневском семинаре А. Б. Селюцкого и В. А. Ефимова, а после него — в группе энтузиастов, которая собралась в Доме техники. На семинар к Г. С. Альтшуллеру пришел уже опытным изобретателем. Свой восторг от этого семинара определил как состояние «воспаленного мозга». С приятелем решали задачи на кухне до 2-3 часов ночи — до тех пор, пока жена приятеля не начинала телефонную облаву. После обучения мог решать до десятка задач в день, но столкнулся с острейшими проблемами внедрения. Какое-то время вызывал недоумение тот факт, что решение, полученное «по-старому», приводило к сильнейшей эмоциональной встряске, а при использовании тризовского инструментария оно приходило как закономерный, даже тривиальный, результат.

Применял тризовский инструментарий при подготовке диссертационной работы, именно тогда была решена известная задача о разрывах микропровода.

Характерная черта творчества А. М. — сильное использование физэффектов. Им предложено использовать эффект расширения металлов при кристаллизации для коммутации электрической цепи (3. Б. Ройзен развил это предложение в целую серию устройств); для расширения диапазона измерения первичного датчика давления он предложил заполнять анероидную коробку магнитной жидкостью и менять ее жесткость с помощью постоянных магнитов — так удалось сконструировать уникальный датчик на диапазон давлений от 1 до 2500 атм (!).

По отзыву Б. Л. Злотина, А. М. Йойшер один из сильнейших изобретателей Молдавии.

ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА БЕГАМ

Училась в школе, активно работала в научном обществе учащихся (НОУ) — помогала селекционерам в работе над декоративными растениями. Друзья по НОУ пытались познакомить ее с ТРИЗ, но «первое предъявление» впечатления не произвело.

В летнем лагере в 1988 году, где Л. И. была комиссаром в биологическом отряде,

 М. Н. Шустерман уговорил ее обратиться к Б. Л. Злотину и А. В. Зусман, чтобы попробовать себя в преподавании.

Несколько раз безуспешно пыталась поступать на биофак КГУ, впрочем не прикладывая к этому почти никаких усилий. Самоучка в ТРИЗ, слушала только педагогические семинары М. Н. Шустермана и И. Л. Викентьева.

Работая в школе лаборантом химкабинета, доказала директору необходимость курса ТРИЗ и РТВ в школе и в одиночку преподавала его в 9-11 классах лицея, имея нагрузку в 10-и классах по 3 часа в неделю.

Курс АРИЗ И ЗРТС она дает на базе физики и математики, в спецклассах по химии и биологии — на базе этих дисциплин.

Цель преподавания — создание Человека Мыслящего, использующего ТРИЗ в качестве инструмента познания мира. По отношению к ученикам себя считает Гуру.

Л. И. человек храбрый: не побоялась в одиночку отправиться в летний лагерь с 48-ю старшеклассниками, давая им курс РТВ.

Самооценка (кокетничая перед интервьюером): «Добрая, ласковая, нежная, жестокая, болтливая, молчаливая...

Грехов нет, отпускать нечего...»

Оценка Б. Л. Злотина: «Непредсказуемая, от нее можно ожидать всего...»

  «РОДСТВЕННИКИ И ЗНАКОМЫЕ»

БЛЗ. Стараемся работать не одни, а с друзьями и дружественными нам школами. Так, в Чебаркуле с нами работали В. М. Петров и новосибирцы; в Норильске В.Г. Сибиряков, Л. X. Певзнер, И. Л. Викентьев; на семинарах в Минске А. Б. Чистов; в Самаре Л. Г. Мунгалова и Д. С. Смирнов. В Кишиневе на семинарах бывали С. С. Литвин, А. Б. Се-люцкий, В. М. Петров, И. В. Крылов. О некоторых из наших коллег особо.

 

 Сергей Юрьевич Малкин появился на семинаре в Симферополе в 1986 году после обучения у Черноноса. Применил не очень честный прием — пригласил БЛЗ и АВЗ на экскурсию в Севастополь, не предупредив о том, что автобус идет в одном направлении больше четырех часов. Таким образом он заполучил на девять часов в «индивидуальное пользование» обоих преподавателей для решения своих производственных задач. Следующий контакт — неожиданное появление Малкина в лагере с гитарой, женой и полуторагодовалым сыном. Он собирался заехать на 1-2 дня, а пробыл две недели.

Малкин прошел полный курс обучения, хорошо работает в теории, прекрасный организатор. Симферопольский семинар для разработчиков в январе 1992. года, который он организовал, пришелся на время ценового скачка, введения украинских купонов, но он все же сумел вывернуться даже из этих, казалось бы, безвыходных положений.

Последнее по времени и самое существенное достижение Малкина — вместе с Е. Хаимовым разработал программу автоматизированного построения причинно-следственных деревьев и выбора ключевых задач, которая, по оценке БЛЗ, является принципиально новым продуктом в ТРИЗ-программировании — это единственная программа, которая работает сама, без участия задачедателя. Программа такого типа может быть не только входом во все системы, разрабатываемые в Кишиневе, но и выходом на конкретные механизмы. В программах впервые использован новый математический аппарат — сети Петри.

БЛЗ надеется на длительное и плодотворное содружество с этим тандемом, который уже удостоился почетной партийной клички «Хаймалкины».

Сергей всегда в центре внимания, его лучезарной улыбкой и замечательной гитарой согревается любое сборище. Признанный лидер.

 

Другой участник дуэта Евгений Хаимов, симферополец, ученик Малкина, появился на II съезде Ассоциации, добился аудиенции у «самого Злотина» и не позволил ему отмахнуться от себя — задавал такие вопросы, на которые было очень трудно и интересно отвечать. Несколько раз появлялся в Кишиневе — это было время поиска своей ниши в ТРИЗ.

 

По мнению БЛЗ, Игорь Леонидович Викентьев сегодня один из самых перспективных теоретиков ТРИЗ и, безусловно, самый быстрорастущий. С ним очень удобно работать, он легко срабатывается, понимает партнера. Все время интенсивно обрабатывает большие потоки информации (о полном сквозном просмотре всего советского патентного фонда при работе над темой «Геометрические эффекты в ТРИЗ» давно ходят легенды — новичков водят смотреть на «того самого Викентьева»), все время снабжает коллег, и меня (КАС) в том числе, ценной и целенаправленной информацией — вырезками, выписками.

 

Лев Хатевич Певзнер — человек, сотканный из всяких противоречий — технических, физических и прочих.

ФП: в хилом теле могучий бас и огромный аппетит.

Психологическое противоречие: в веселых глазах Л. X. весь трагизм трехтысячелет-ней истории евреев (оценка Г. С. Альтшуллера).

Организационное противоречие: тяготеет как к теории — разработчик микростандартов (см. «Журнал ТРИЗ»), так и к активной практике — в настоящее совершенно глухое в финансовом отношении время ухитряется зарабатывать на жизнь продажей своих разработок (фильтра нового типа), считая, что лучшей агитацией за ТРИЗ может и должна быть работающая вещь, а без собственных заработанных денег любая идея гибнет.

Л. X. единственный из всех известных мне (КАС) людей, не «потерял голову» сразу после семинара Генриха Сауловича, сначала защитил диссертацию, и только потом позволил себе идти «во ТРИЗ», что говорит об огромной самодисциплине. Очень перспективен в теории.

 

Георгий Езерский дважды учился в Кишиневе, вместе с группой «Прогресса» работал на ростовском вертолетном заводе, активно решал задачи, преподавал. Несмотря на отъезд из страны — до недавнего времени гонял такси по Лос-Анджелесу,— с ним сохранились очень хорошие и близкие отношения.

 

Александр Борисович Чистов начинал с ВРГ «Базовая школа» и других модных педагогических объединений начала перестройки, с конца 1988 года «прилепился» к «Прогрессу» — вместе с БЛЗ преподавал в Минске, одно время был представителем «Прогресса» в Москве. Фактически является основным автором последних публикаций в журнале ИР — с БЛЗ только обсуждал общую идею и структуру публикации, а все остальное делал сам.

 В настоящее время работает над указателем психологических эффектов, который должен стать частью инструментария менеджера.

 

Игорь Викторович Крылов — редактор и активный автор ИР, приехал в Кишинев в 1986 году писать очерк о первых инновационных фирмах, среди которых был и «Прогресс». Тогда подружился с тризовцами, и эти отношения сохраняются. БЛЗ привлекал И. В. к чтению лекций по патентному праву и практике на семинарах в Кишиневе и Архызе. Крылов именно тот человек, кто способен высокопрофессионально написать историю ТРИЗ.

 

Кишиневцы также постоянно сотрудничают со многими петербуржцами, минчанином Н. Н. Хоменко.

К сожалению, кишиневская школа явно недостаточно взаимодействует с НИЛИМ. Причина, по мнению БЛЗ, в том, что ранее у кишиневцев своих программных разработок не было, а теоретические построения «Прогресса» НИЛИМ не интересовали. Отношения предприятий никоим образом не отражались на личных отношениях. Кишиневцы с удовольствием провели большой цикл обучения в Минске, ряд сотрудников НИЛИМ обучался в Кишиневе. Сейчас, когда у

 «Прогресса» появились свои программные продукты: «Инструментарий изобретателя», «Кассандра», «Менеджер» и другие (см. в настоящем номере), которые в какой-то мере оказываются конкурентами ИМ (см. «Журнал ТРИЗ», 2.1, 1991), появилась новая основа для взаимодействия, и было бы грешно этой возможностью не воспользоваться.

 

БЛЗ. Особые отношения связывают меня с петербургским отделом НИЛИМ. Я выходец из Ленинграда, всегда был в очень близких как личных, так и научных отношениях и с Семеном Литвиным, и с Володей Герасимовым, следил за работами молодых. Мы служили друг другу «оселком» для оттачивания теоретических построений, первыми читателями и доброжелательными критиками научных работ. В нашей работе об АРИЗ (см. «Журнал ТРИЗ», 3.1, 1992, с. 41) фамилия Литвина упоминалась 12 раз. Первая версия «Инструментария изобретателя» сначала была показана в Питере, и только после этого в Минске. К сожалению, в последние годы былое взаимодействие монотонно убывает, стремясь к нулю. В этом, очевидно, есть доля и нашей вины... Мне очень хочется, чтобы впредь мы имели возможность реализовывать совместные проекты.